Воскресенье, 19.05.2024, 22:09
Словесник
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Герои и проблематика ранней романтической прозы М.Горького

Герои и проблематика ранней романтической прозы М.Горького.

 

Мы не должны уставать, мы должны всегда бороться и всё победить, чтоб оправдать самих себя в своих глазах, чтобы иметь право сказать: всё прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихий.

                               М.Горький

Психологи, изучая сознание и поведение человека, часто проводят достаточно занимательный тест: они просят испытуемого найти ассоциации с какими-либо заданными понятиями, предметами, изображениями. В итоге получается очень интересная цепочка умозаключений. Думая об этом, я поймала себя на мысли, что можно попытаться сравнить по такому же принципу творчество русских писателей и поэтов с чем-то, отражающим их суть.

Пушкин в этом случае – солнце, блистательное и недосягаемое. Толстой – глыба, нечто широкое и громадное. Блок – хрусталь, тонкий, изысканный и немного холодный. Есенин – хлеб, тёплый и родной. Горький.… Тут я задумалась, но ассоциация родилась быстро и осознанно. Горький – ветер, свободный, сильный, мятежный и яростный.

Откуда, казалось бы, могли взяться этот несгибаемый дух писателя, это завораживающее притяжение, как его личности, так и созданных им произведений? Отвечая однажды на вопрос о том, какой из душевных порывов человека есть самый сильный и важный, М.Горький обозначил, что «знает такое движение, стоящее даже над чувством любви. Это жажда жизни». Ею проникнуты самые лирические страницы творчества писателя – его ранние рассказы.

В 1892 году, когда появился первый из них, «Макар Чудра», автору произведения было двадцать четыре года. Несмотря на возраст, жизнь Горького к тому моменту была насыщена печальными событиями: ранним сиротством, полным огорчений и обид детством, вечным безденежьем, изнурительным трудом «в людях» за кусок хлеба, полуторагодовалым «хождением по Руси» и даже попыткой самоубийства. «Свинцовые мерзости тяжёлой русской жизни» не сломили писателя – наоборот, закалили его дух, заставили «не согласиться с миром». Этот мотив несогласия автора с окружающей действительностью, в которой царят несправедливость, угнетение одних людей другими, жестокость и нищета, является ведущим в его первых литературных опытах. Горький обращается к романтизму, мечтая о новом человеке, человеке-борце, человеке-деятеле. Он создаёт личность, «выломившуюся» из повседневной среды, исключительную, дерзкую, не покоряющуюся судьбе. Автор «рождает» героя, исповедующего абсолютную свободу, поэтому идущего на конфликт с обществом.

Первый из его героев – Макар Чудра, старый цыган. Выбор обусловлен канонами романтизма. Действие должно происходить в обстановке необычной, даже экзотической, далёкой от реальных жизненных обстоятельств. Цыганский табор – это вечный праздник, это буйство красок и звуков. Цыгане – самые независимые, вольнолюбивые люди, истинные дети природы, так как издавна слиты с нею. Она поэтизирует их бытие, обрамляет их жизнь, поэтому Горький предваряет основное повествование рассказа символизирующим лирику романтизма пейзажем: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны...; окружившая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море...» Уже здесь виден мотив широты и ничем не стесняемой свободы. В таком одухотворённом мире природы не может быть ничего серого и сонного, мелкого и суетного.

Ярок и необычен, прежде всего, образ самого Макара Чудры. Он отрицает общечеловеческие правила и условности, с презрением относится к людям, «которые сбились в кучу и давят друг друга». Им никогда не были знакомы степная ширь или морской простор. Макар считает их рабами именно потому, что не ведают они воли. Только ощущение полной независимости от окружающего мира даёт каждому право, по мысли Чудры, считать себя человеком.

Чтобы подтвердить свою точку зрения, старый цыган рассказывает быль о любви двух красавцев – Рады и Лойко Зобара. Их история потрясает. Герои этого повествования прекрасны и молоды. Вот какой романтический портрет дан автором Зобару: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звёзды, горят, а улыбка – целое солнце…» Совершенство Рады настолько велико, что «о ней … словами и не скажешь ничего. Может быть, её красоту можно было бы на скрипке сыграть …» Молодые люди предназначены друг для друга и испытывают огромное взаимное чувство. Но именно здесь возникает препятствие, которое ни один из них не способен преодолеть. Каждый горд и горяч настолько, что не способен полностью раствориться в другом, соединиться из двух половинок в одно целое.

Автор изменил традиционный конфликт романтизма между чувством и долгом. Горьковские герои по-своему решают проблему выбора. Автор противопоставляет два положительных качества: любовь и свободу. Это противоречие неразрешимо для героев-максималистов и заканчивается их гибелью.

Макар Чудра не видит в такой развязке ничего необычного: он убеждён, что исключительное стремление к воле сильнее любви. Но сам рассказ оставляет смутное ощущение грусти. Безграничная степь, бесконечное море, огромное, тёмное небо… «Плавно и безмолвно» кружатся тени Лойко и Рады «во тьме ночи», не могут поравняться друг с другом. Горький, без сомнения, восхищается красотой чувств и силой характеров героев, но всё-таки он понимает, что подлинное счастье человеческое не должно быть построено на небрежении к жизни – самой великой на земле ценности.

В один год с «Макаром Чудрой» была написана Горьким сказка в стихах «Девушка и смерть». Это торжественный гимн любви. Смелая и прекрасная в своём чувстве девушка приговорена царём - самодуром к жестокой казни. Её любовь так бесконечна, что она, не страшась погибнуть, вымаливает у Смерти позволения остаться с милым на одну ночь. «Убийца светлой Жизни», устав от бесконечных склепов и кладбищ, от ужаса человеческого, исполняет просьбу героини этой романтической сказки. И так убедительна, так привлекательна оказалась сила любви, что Смерть, стыдясь и тоскуя, дарует девушке жизнь:

                     Видит – не прервать ей этой песни!

                     Нет огня – огня любви чудесней!

Великое, светлое чувство, зародившись в душе Девушки, окрылило её, приподняло над миром, заставило действовать и побеждать, не зная страха и сомнения. Как могуч и красив бывает человек, когда проснётся в его стремление к жизни. Вот он, идеал Горького, герой с «солнцем в крови». Ведь по сути Смерть – это Судьба, и Девушка сумела повернуть её вспять и отстоять себе право на Любовь.

Вполне понятна мысль писателя, который подчёркивает, что выбор дальнейшего жизненного пути зависит исключительно от нас самих. Проблема состоит только в том, сумеем ли мы найти способность противостоять обстоятельствам и обернуть их во благо себе и другим.

Намеченное в «Девушке и Смерти» противостояние двух начал бытия, героического и смиренного, присутствует и в других романтических произведениях Горького, углубляясь и видоизменяясь. В сказке «О Чиже, который солгал, и о дятле – любителе истины» писателем рассказана «очень правдивая История» о птицах – обитателях некоей рощи. До поры погода в той роще стояла «серенькая и хмурая», птицы имели вид «испуганный и угнетённый», а песни походили на «хрипенье умирающих». За этой аллегорией скрывается намёк на мещанский быт, в котором всё «позорно мелки и чёрствы сердцем». В этом обществе «очень мудрыми» считались вороны, проповедовавшие неизбежность ударов рока и необходимость им покориться. И вдруг среди обывательской сытости и самоуспокоенности зазвучали иные «свободные, смелые песни»:

                           Зажжём сердца огнём ума,

                            И воцарится всюду свет!..

                            …За мной, кто смел! Да сгинет тьма!

Птицы как-то сразу «встрепенулись и ожили», а роща ощутила «нечто хорошее и сильное».

Чиж призывал всех «уверовать в себя», чтобы уважать и любить друг друга, чтобы идти вперёд, к лучшей, деятельной жизни. Но появился дятел, который растоптал зародившуюся надежду своей осторожностью и благоразумием». По словам этой важной птицы, выходило, что никто не «взлетал и не может взлететь выше самого себя», поэтому стоит быть «здравомыслящим», то есть сохранить личное спокойствие, мещанский эгоизм «тёплого» места. Красивые слова чижа были названы «наглым обманом», «бесстыдной ложью». На самом же деле это были страстные слова о счастье и высоком предназначении человека. И пусть они заронили только «искорку» свободы, пусть лишь на время пробудили сознание, но «верить и надеяться так хорошо!» Один раз почувствовав вдохновение и ощутив жажду нового и великого, ты уже всегда будешь стремиться к лучшему, сохраняя в памяти мгновения духовного подъёма и гордости за себя.

Идея прославления героики бытия, проблема выбора жизненного пути, обозначенные в рассказе «О чиже…», тематически продолжают развиваться автором в «Песне о Соколе». Здесь налицо столкновение двух позиций: быть «ползучим», «земным» Ужом и вести скучное, ничтожное существование или иметь полнокровную, счастливую жизнь Сокола, основанную на идеалах борьбы, свободы и самопожертвовании. Это идейный конфликт, и Горький склонен примкнуть к «рождённым летать».

C особой силой мечты писателя о «новом человеке и свободных, смелых гимнах» зазвучали в программном рассказе Горького-романтика «Старуха-Изергиль». Здесь сошлись все любимые и дорогие темы и мысли молодого прозаика. Здесь всё принципиально важно, всё художественно подчинено утверждению «подвига во имя жизни», жизни во благо людей.

Искорка, которая едва затеплилась в умах и душах героев «до слёз смешной истории» о чиже, вспыхнула в сердце Данко. Он, красивый и гордый, выделяющийся из толпы, личность героическая. Несмотря на свою яркую индивидуальность, молодой смельчак наделён неиссякаемой любовью к «скованным страхом», «несчастным, загнанным» людям, потерявшимся в ночи. Юношей владеет одно желание: вытеснить из их сознания мрак, неверие, жестокость и вывести их «к свободе, свету». Сердце героя пылает, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Данко волен в своих мыслях и поступках так же, как и «антигерой» данного рассказа Лара. Но если свобода первого необходима во имя бескорыстного служения людям, то эгоистическая независимость второго возведена в абсолют и превращается в наказание одиночеством.

Черты того и другого героя легко угадываются в мировоззрении и поступках Изергиль,  главной героини рассказа. На Данко она похожа способностью к подвигу во имя любви, жизнью среди людей. Отсутствие же цельности характера, присущая ей порой поверхность чувств, равнодушие к бывшим возлюбленным – вот что сближает её с Ларой. Противоречивость образа Изергиль – свидетельство того, что сознание героя-индивидуалиста может быть направлено как во благо, так и во зло людям.

Два «Я», Данко и Лара, - это два совершенно разных отношения к жизни, которые противоборствуют до сих пор. Вопросы: как жить и что делать, в чём счастье и смысл жизни – с новой силой звучат и сегодня. Каждый думающий человек непременно задаётся ими.

В столь разных по жанру (от легенд, сказок и песен до былей и рассказов) произведениях М.Горький подводит нас к идее совершенствования мира. Молодому, думающему, жаждущему справедливости писателю было присуще стремление к прекрасному, к поиску идеала, без чего немыслим выбор жизненного пути каждого человека и, как следствие, развитие общества в целом.

Хочется вновь и вновь обращаться к его ранним романтическим рассказам, населённым людьми яркими, характерами одновременно сложными и прекрасными. Художник ещё в конце девятнадцатого века открыто заявил о своей вере в человека, его разум, его творческие преобразующие возможности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (14.11.2012)
Просмотров: 1808 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz