Колокольчики
пушкинской поры
Исследовательская культурологическая работа
с элементами лингвистики на краеведческом материале
(в сокращении)
Предыстория написания
стихотворения Пушкина «И.И.Пущину»
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Это известные строчки А.С.Пушкина из стихотворения
«И.И.Пущину». Ссылка в Михайловское была тяжелым испытанием для русского поэта.
Из воспоминаний: «Восемь часов утра к Пушкину приезжает Пущин. Пушкин, услышав
колокольчик, выбегает на крыльцо голый, в одной рубахе. О чём только за это свидания друзья не переговорили!
А Пущин привёз своему другу ценный подарок – список комедии Грибоедова "Горе от
ума”. Между тем время зашло за полночь. Друзья крепко обнялись, и Пущин уехал».
Трепетные минуты доставил Пушкину звон колокольчика, известившего его о приезде
в ссылку к нему И. И. Пущина в январе 1825года.
Семантика, этимология, символика слова «колокол»
Слово «колокол» в «Школьном этимологическом словаре
русского языка» Шанского и в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова по своему
происхождению общеславянское. Оно заключает в себе следы двух корней: коло — круг (отсюда уменьшительное:
«кольцо») и кол — глухой вариант корня гол — звук. Изначальный смысл его, в
соответствии с происхождением слова, может быть определён как «звук из круга»,
«круговой» (то есть общий) голос, что соответствовало его функции — созывать
людей для молитвы или для решения какого-то общего дела. Его звук — выражение
«гласа народа»: колокола при церквах «зовутся также Божьим гласом». Поэтому колокол
— олицетворение величия, спокойствия и стабильности
В « Большой советской энциклопедии» можно
прочитать: «Колокол - ударный сигнальный инструмент. Имеет форму полой открытой
(срезанной) снизу груши, внутри которой подвешен ударник (язык). Изготовляется
из бронзы. В России были отлиты самые большие в мире колокола (35,5 и более
тонн); Царь – колокол, который находится в Московском кремле, весит более 205
тонн. Колокол, как сигнальный инструмент, был известен задолго до нашей эры.
Колокола применяли для самых разнообразных целей: В праздничных шествиях, для
приветствия победителей, возвращения начала и конца работы, созыва населения
(вечевой колокол), сбора войска и объявления тревоги, для подачи сигналов
заблудившимся и потерпевшим бедствие и т.п. С середины 9 века колокольный звон
прочно входит в церковный обиход. Для колокола строят специальные звонницы и
колокольни. В основе церковного колокольного звона лежит определённая мелодичность
и ритмичность последовательность звуков, извлекаемых из различно настроенных
колоколов. Звон в один или несколько колоколов поочерёдно (перебор), называется
в православной церкви благовестом, а несколько колоколов одновременно –
трезвоном
Колокол – колокольчик
Колокольчик — это, по смыслу, идущему от словообразования,
«маленький колокол». Существует такая легенда. Новгородская республика была
разрушена в 1478 году Иоанном III, который, в частности, повелел уничтожить
вечевую площадь и отвезти в Москву символ этой республики — вечевой колокол. В
1830-е годы это разрушение было осмыслено как национальная трагедия:
Слава отшумела,
Время протекло;
Площадь опустела,
Вече отошло.
Вольницу избили,
Золото свезли,
Вече распустили,
Колокол снесли…
(Э.И.Губер. «Новгород», 1839)
Сохранилось предание о том, что этот вечевой колокол так и
не доехал до Москвы: где-то под Валдаем он выпал из повозки и разбился на
тысячи маленьких валдайских колокольчиков. По легенде из его осколков и
родились знаменитые ямщицкие колокольчики Валдая.
… Это предание связывает «колокол» и «колокольчик» самым
непосредственным образом. «Колокольчик» оказывается «наследником» общественных
настроений «колокола». Если колокол предполагает постоянство: висит на своём
месте, то колокольчик – знак именно дороги, движения.
Роль колокольчиков в жизни Пушкина-путешественника
Путешествовал Пушкин в разные времена года, и в зимних и в
летних поездках была своя прелесть, точнее сказать, поэзия. Поэт знал многих
станционных смотрителей лично, их очень тяжёлую
службу, неудобства на станциях и особенно плохие летние дороги.
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают.
А. С. Пушкин, «Евгений Онегин» (Гл.XXXIV)
Несмотря
на все неудобства на станциях, задержки лошадей т. п., сама поезда на тройках, под звон колокольчика, с песнями ямщиков была неповторимой поэзией и
долго не исчезла из памяти.
В поиске материала о колокольчиках пушкинской поры мы
натолкнулись на карту путешествий поэта. На ней отмечены и Нижний Новгород, и
Болдино, города нашей Нижегородской области. 34 тысячи верст проехал Пушкин по
необъятным дорогам России, и все его дорожные
впечатления, и плохие и хорошие, нашли свое место в стихах.
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам.
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..
(«Граф Нулин». V,
5)
Здесь
колокольчик воспринят как знак «предвещания», символ счастливой и неожиданной
встречи.
Центры колокололитейного
искусства и колокольные мастера
Нижегородской губернии
В пушкинские времена поддужные колокольчики выпускались в
нескольких центрах. Наиболее знаменитым был город Валдай Новгородской губернии.
Самый ранний из известных нам валдайских колокольчиков датируется 1802 годом.
Валдайские колокольчики были знамениты именно тем, что они, отливавшиеся в
многочисленных кустарных мастерских на Валдае (крупной почтовой станции по
дороге из Петербурга в Москву), не только издавали особенно мелодичные
"серебряные” звоны, но при желании могли добиться "непохожести” и
неповторимости каждого звона, слыша который, близкие люди узнавали: едет
такой-то. Поэтому и возникло сочетание "дар Валдая” (из надписи, отлитой на
некоторых колокольчиках: "Кого люблю — тому дарю”): колокольчик действительно
"дарил” путешественнику индивидуальность "голоса” во время поездки.
На валдайских изделиях ставили надписи: ”Кого люблю, того
и дарю”, "Купи не скупись, езди веселись”, ”Сдалеча весточку собою подавай”,
”Кто колокол купит, тот счастлив будет”, "Звени, утешай, ехать поспешай”, ”Нет
барыша, зато слава хороша”… Ради доброй славы и работали валдайские мастера.
Постепенно колокольные мастерские Валдая превращались в
заводы: с 1816 г.
называется заводом колокольное заведение Смирновых, И. Митрофанова, с 1841г. –
Стуколкиных. В 1850-е годы появились заводы Лебедевых и Усачевых.
Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в
г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с.
Пурех Нижегородской губернии и других.
В Слободском в это время были свои известные и опытные
литейщики династии Каркиных, Василий Бородин, Макушин и др.
В селе Павлово Нижегородской губернии и в деревнях вокруг
него Горбатовского уезда той же Нижегородской губернии выделывали колокольную
продукцию несколько мастеров. Широко известны колокольчики братьев Гомулиных с
датой 1877, а также колокольчики с надписью «Фабрикант Василий Илларионович
Гомулин», датированые 1881, 84 годами.
Замечательным и единственным в своем роде был литейщик
Василий Рыженьков. Этот мастер старался своей продукцией придать яркий и неповторимо
красивый внешний вид, а для этого разработал и применял подкраску колокольчиков
медно-красной краской.
В деревне Сосновское того же уезда работали братья
Горячевы 1876 год. Здесь же производил продукцию мастер Василий Иванович Мялкин
– 1883, 85. Встречаются, но значительно реже, ко-локольчики и завода Мялкина
В.В.
Основание колокололитейного завода Чарышниковых произошло
в 1772 году и связано с семьей потомственных мастеров Чарышниковых, чья
непрерывная деятельность фиксируется на протяжении всего XIX века и вплоть до
20-х годов XX века. В деятельности этой колокололитейной фамилии выделяются
несколько этапов. Первоначально производство находилось в Ярославле, позже в
городе Балахна Нижегородской губернии.
Символика колокольчиков
пушкинской поры
Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом,
определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом,
сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей,
то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.
Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа
к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным
нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.
Еду, еду в чистом поле,
Колокольчик динь-динь-динь,
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
Пушкин
А.С. «Бесы»
Н.Я.Эйдельман обратил внимание на то, что колокольчик, как
знак, сопровождал Пушкина всю его жизнь: «Колокольчик — это дорога, заезжий
друг; колокольчик — это страх, предписание <…> Колокольчик загремит у
Михайловского и в ночь с 3 на 4сентября 1826года: фельдъегерь, без которого «у
нас, грешных, ничего не делается», привозит свободу, с виду похожую на арест. Колокольчик
увёз Пушкина в Москву, вернул в Михайловское, затем — в Петербург, Арзрум,
Оренбург — и провожал в последнюю дорогу…»
Для Пушкина и его современников, колокольчик – это дорога,
символ счастливой и неожиданной встречи; колокольчик — это страх, предписание,
звон, сопровождающий всю жизнь и провожающий в последнюю дорогу.
И мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик — дар Валдая —
Гудит, качаясь, под дугой…
Заключение
Действительно, мы должны знать культурное прошлое
нашей страны. У нижегородской земли очень интересная и богатая история. Не зная
прошлого своего края, в котором ты живёшь, нельзя считать себя по-настоящему
образованным, культурным человеком.
Список литературы
1.
Карташова М. В. Колокольный завод Чарышниковых в Балахне (рукопись).
2.
Шашкина Т.Б. Новое о колокольных мастерах Чарышниковых. Памятники культуры.
Новые открытия. 2001. М.,
2002. С.:445-466
3.
Сайт литературного музея: http://gim2-pushkin.do.am/index/mikhajlovskoe/0-29
4.
Оловянишников Н., История колоколов и колокололитейное искусство, 2 изд., М.,
1912
5.
Шанский. Н. М.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение
слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004
6.
«Словарь русского языка» С.И.Ожегова (1949, 22-е издание, 1990)
7.
Произведения Пушкина цитируются по Большому академическому изданию (Т.1–16, АН
СССР, 1937–1949)
|