Воскресенье, 19.05.2024, 20:23
Словесник
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Крестьянский быт пушкинской поры Прекрасный мир образов прялки

Крестьянский быт пушкинской поры

Прекрасный мир образов прялки

Исследовательская культурологическая работа

с элементами лингвистики на краеведческом материале

 

Оглавление

1. Оглавление……………………………………………………………………

2. Введение……………………………………………………………………....

  1. Этапы исследовательской работы ………………………………………
  2. Цель работы, задачи исследования, деятельность учащихся ………
  3. Обоснование темы. Актуальность темы…………………………. ……
  4. Практическая значимость работы………………………………… ……

3. Основной текст. Богатство мира прялки.

  1. Предыстория ……………………………………………………………..
  2. Семантика, этимология слова быт…………………...…………………
  3. Крестьянский быт в произведениях Пушкина…………………………
  4. Социологический опрос…………………………………………………
  5. Посещение музеев города. Семантика, этимология слова прялка……
  6. Изготовление прялки…………………………………………………….
  7. Роль прялки в жизни крестьянки……………………………………….
  8. Развитие прядильного искусства в Нижегородской губернии……….
  9. Символика прялки……………………...................................................
  10. Прялка в суевериях. Духи прядущие, ткущие, вышивающие………..
  11. Использование нити, кудели, веревки в обрядах……………………..
  12. Употребление прялки в фольклоре и литературе……………………..

4. Заключение…………………………………………………………………...

5. Список литературы…………………………………………………………..

6. Приложение 1. Социологический опрос

Приложение 2. Текст песни «Прялка» исполнителя Мельница

Приложение 3. Стихотворение «Раскрашена розовым прялка» Я.Смелякова

Презентация

Цели работы:

  • Прикоснуться к культурной истории Нижегородского края.
  • Раскрыть богатство мира образов прялки, предмета народного быта пушкинского времени.

Гипотеза. Мир образов прялки богат и разнообразен

Задачи:

  • Углубить знания о быте во времена А.С.Пушкина.
  • Понаблюдать за развитием слова быт в России.
  • Собрать материал о слове прялка (этимологию, толкование).
  • Узнать о центрах прядильного искусства, о развитии прядильного искусства в Нижегородской губернии.
  • Определить символическое значение образов прялки.
  • Найти употребление прялки в фольклоре и литературе.
  • Содействовать тому, чтобы каждый из нас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к малой родине.

 

 

 

 

Обоснование темы. Её актуальность.

 

  • – многогранное понятие, включающее все материальные и духовные достижения человечества. Тема памяти (обращение к культурному прошлому) актуальная тема во все времена. Необходимо знать историческое и культурное наследие прошлого родного края.

Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир – мир образов прялки.

Настоящая работа посвящена одной из характерных категорий бытовых предметов народного искусства пушкинского времени — деревянной ручной прялке.

Интерес к бытовым деталям жизни русского народа существовал всегда. Прялки пушкинской поры интересны по семантике, по этимологии, по народным легендам, по своей символике.

В наше время проблема возрождения народных традиций и приобщение человека с детского возраста к народному творчеству стоит особенно актуально.

Исследовательская работа нацелена на популяризацию народного творчества среди молодёжи.

Семантика, этимология слова быт

Слово быт вошло в русский литературный язык из живой народной речи. Этимологический состав этого слова ясен: бы-т (ср. бы-ть, бы-тье, бы-тие и т. п.) и суффикс -т. Первоначальным значением слова «быт» было: `имущество, средства к жизни, окружающая обстановка, обиход, хозяйство' Еще в русском литературном языке XVIII в. слово быт сохраняло следы своей близости к живой устной народной речи, обозначая `пожитки, имущество'. В стихотворном языке Державина мы находим: «Весь быт хозяйский снаряжен» («Похвала сельской жизни»).

«Словарь Академии Российской» XVIII в. значение этого слова определяется так: 1) Состояние, род жизни; «Он в быту своем доволен»; 2) Потребное к состоянию. «В домашнем быту все пригодится».

Постепенно в слове быт происходило развитие отвлеченных значений, исходивших от родственных слов с основами бы-, быт-, от таких, как книжно-славянские — бытие, бытность; составные — бытописание, бытописатель, широко употребительных в языке XVIII и первой трети XIX в. Так у Пушкина в «Евгении Онегине» мы читаем:

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли

У А. В. Кольцова слово быт употребляется в значении `бытие, пребывание, бытность'. Например, в письме к В. А. Жуковскому (от 2 мая 1838 г.): «Тяжело мне было приходить к вам с моей нуждою; тяжело мне было говорить о ней, тяжело мне просить вас, особенно в последний быт мой в Петербурге...».

В русском литературном языке первой четверти XIX в. отвлеченное, обобщенное значение слова быт вытеснило собою народные конкретные осмысления его. В демократической системе русского литературного языка, которая складывалась в период деятельности Пушкина слово быт получает все права литературного гражданства. С него сбрасывается налет просторечия.

В словаре Грота — Шахматова в слове быт отмечаются два значения: «1. Образ жизни; совокупность обычаев и нравов. Дай Бог, чтоб пребывание твое в селе*** в самом деле приучило тебя к деревенскому быту. (Пушкин, Отр. из романа в письмах). Поверь, и мне мила природа, И быт родного нам народа. (А. К. Толстой, И. С. Аксакову). 2. Бытность. Это на нашем быту случилось»

Быт — часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в пище, одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.), жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода)

Быт в широком смысле — уклад стереотипного видения повседневной жизни.

Крестьянский быт в произведениях Пушкина

Жизнь Пушкина непосредственно была связана с бытом. Не случайно его и называют народным поэтом. Он прекрасно знал русскую жизнь, её обычаи и нравы, древние сказания и легенды, сказки и песни. В его творчестве эта жизнь нашла отражение в удивительно ярких образах и картинах, которые умещались порой в двух - трёх строках.

С детства хорошо знакомы пушкинские образы, как царевна Лебедь и кот учёный, город-терем с златоверхими шатрами и избушка на курьих ножках, русалка на ветвях и верный бурый волк. Эти же герои с давних времён жили и живут в русском народном творчестве. Однако те времена давно ушли от нас, и то, что было перед глазами поэта, не видит, а порой и не понимает наш современник. Целый ряд деталей и штрихов, обогащающих поэзию Пушкина, для современного читателя как бы потерялся. Я учила в 5 классе

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

  • этот образ. Склонившись над работой, сидят на скамье три девушки с прялкой и веретеном. Сейчас не многие знают, сколько требовалось времени и труда, чтобы получить хотя бы аршин готовой ткани. А ведь с момента брошенных в землю семян льна и до первого вытканного куска холста проходил целый год. Из всех операций прядение было самым трудоёмким и длительным, продолжалось всю зиму. Для прядения только 16 килограммов кудели пряхе требовалось около 40 суток. За таким занятием и показаны «три девицы» на иллюстрации А.М.Куркина к сказке Пушкина. Пред каждой прялка, к лопаске привязана кудель, в руке веретено. Левой рукой пряха тянет за кудели волокно и скручивает его в нить… Переплетение сказки с былью, фантазии с действительностью, - характерная особенность русского народного искусства, которая нашла отражение и в творчестве Пушкина. На прялке я и решила остановиться и окунуться в её волшебный мир.

Социологический опрос

См. Приложение 1

Посещение музеев города

В поисках материала я обратилась за помощью к главному хранителю фондов Историко-художественного музея Голубевой Е.А. и главному научному сотруднику Музейно-туристического центра «Золотая Хохлома» Шаповаловой А.Е.. Оказалось, что сведений о прялке, о развитии прядильного искусства в Нижегородской губернии мало.

Семантика, этимология слова прялка

Во всех словарях, которые я просматривала, толкование слова прялка одно и то же

ж. Приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Сидеть за прялкой.

В «Этимологическом словаре русского языка» можно прочитать:

прялка Искон. Суф. производное от пряло «прялка», суф. образования (суф. *-dlo, ср. шило) от prędti (> прясть).

Изготовление прялки

Интересной оказалась история изготовления прялки. Начиналось всё с самого первого этапа – заготовки дерева. Неправильно выбранное дерево могло принести несчастье для ее владелицы, поэтому для его выбора приглашались «знающие» люди. Дерево должно быть обязательно «живым». Непригодными считались деревья, у которых на коре имелась выпуклость, сучья которых растут вдоль ствола, также деревья с двумя вилкообразными вершинами (существовало поверье, что у них «два сердца»). После выбора дерева, наступало время его заготовки. Обычно это делалось зимой, в морозный день, когда дерево спит, чтобы не навредить «душе», затем приступали к изготовлению и украшению прялки.

Оригинальна техника росписи на прялках. На лопасть прялки наносился орнамент в виде кругов и многолучевых розеток. Это ни что иное, как изображение солнца, которое почитали славяне. Роспись могла состоять из растительных композиций в виде букетов, цветов, листьев, которая наносилась по ярко–синему фону красками желтого и голубого цветов. Подобная роспись связывалась с пожеланиями добра и счастья.

Изображения языческих идолов, начертания в виде пиктограмм – все это наносилось в виде прорезной резьбы в центральной части лопасти. По мнению многих исследователей традиционной народной культуры, знаки родовой племенной собственности могли служить источником происхождения геометрического орнамента. Таким образом, знаки (пасы), расположенные на прялках, выполняли три задачи: служили знаком родовой принадлежности, оберегом и орнаментальным мотивом.

Чрезвычайно важным предметом прядения в домашних условиях являлись прялки. Прялки появились очень давно, более 1000 лет назад. Большинство русских народных ручных прялок, сохранившихся в музеях и частных собраниях, должны быть отнесены XIX веку. Уже XVIII век представлен в этих собраниях весьма бедно. Прялками пользовались практически все женщины пушкинского времени.

Роль прялки в жизни крестьянки

С раннего возраста и до глубокой старости прялка и веретено были незаменимыми спутниками крестьянки. Прялки дарились женихом невесте, нарядно расписанная, она была гордостью девушки, с ней она шла на посиделки – деревенские вечеринки; собираясь вместе, пением и плясками они скрашивали свой утомительно однообразный труд. Потому не одна, а три девицы «пряли поздно вечерком». Живя в деревне, Пушкин не раз мог наблюдать подобные сценки. Обычно начинали прясть с ноября месяца, а заканчивали в марте, время самых коротких дней и длинных тёмных вечеров.

В низенькой светелке огонек горит,

Молодая пряха под окном сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца...

Ты о чем мечтаешь, девица-краса?..

В народном быту в дореформенной России прялок было столько же, сколько и крестьянских семей. Прялка была не только орудием женского повседневного труда, но и произведением народного искусства. Постоянная спутница женской доли она привлекала к себе внимание народных художников. Девушка за прялкой — один из характерных образов старорусской крестьянской жизни. Девический быт всегда разукрашен и декоративен; прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, вышивками, бусами и лентами.

Развитие прядильного искусства в Нижегородской губернии

Существует несколько типов русской деревянной ручной прялки: Вологодский, Мезенский, Ярославский, Архангельский, Тверской.

Я нашла, что в Нижегородской губернии существует только один центр прядильного искусства. Промысел возник в середине 18 века в окрестностях села Городец Нижегородской губернии. Изготовлением таких донец в конце 18 века стали заниматься жители сел Ахлебаихи, Репина, Савина, Курцева и Кускова, расположенных по берегам реки Узолы.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный

монотонный труд. Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи: «Кого люблю того дарю», советы, поучения: «Пряди, прялку береги, за отца бога моли».

В деревнях Нижегородской губернии гребень прялки оставляли гладким, резьба покрывала лишь головку и донце. Своеобразной была и техника исполнения: в светлую древесину осины, из которой делали прялку, мастера врезали части темно-серого мореного дуба. Среди рисунков, покрывающих прялки, можно увидеть не только растительные или звериные орнаменты, но и жанровые сценки.

  1. Изображение чаепития — один из любимейших сюжетов в резьбе и росписи прялок. За столом, на котором стоит фигурный самовар и чашки, сидят по бокам две фигуры (обычно женские), в узорчатых платьях. Чаепитие — символ счастливой жизни, почти идеальный мотив отдохновения в днях трудовой жизни. Самовар, как признак достатка, и мечта о самоваре еще недавно не была чужда бедной деревне.
  2. Изображение деревенских посиделок.
  3. Катанье на лошадях, запряженных одиночкой, парами и тройками в различного вида повозки и санки. В повозке обыкновенно сидят двое: мужчина и женщина.

И поныне сохраняются городецкими мастерами традиции глухой городецкой резьбы. Шаповалова А.Е. назвала выдающихся современных мастеров М.А. Логинова и А.Я. Колова. Вообще, места вдоль волжских берегов были очень выгодны для различных промыслов, так как недалеко находилась известная Макарьевская ярмарка, крупнейшая в России.

Символика слова прялка

Богатым слово прялка оказалось на символику. В культуре любого народа орудие прядения, какой бы вид оно не имело, является одним из фундаментальных женских символов. В прошлом прялка не только являлась орудием женского повседневного труда, но и имела символическое значение для тех, кто ее делал и кто ею пользовался. По традиционному мировоззрению, мастер уподоблял прялку мировому дереву, где лопасть, ножка и донце соответствовали верхнему, среднему и нижнему миру Вселенной. Продолжая символику материала, прялка любой конструкции – цельная или составная – моделировала в первую очередь растительный образ – дерева. Лопасть – крона, ствол – стебель, донце – корень.

Прялка, конструктивно напоминающая дерево, являлась его олицетворением, семантическая связь которого уходит в женский образ. Будучи олицетворением богини, образ дерева связывался с женским полом вообще. Мифы некоторых народов указывают на то, что женщины произошли от деревьев или дух дерева выступает в женском облике.

Резным прялкам в семейном обряде отводилась особая роль. Дарение резной прялки молодой жене было не только знаком внимания со стороны мастера, но и началом пожелания долгой и счастливой совместной жизни. При вручении подарка предыдущая прялка, «девичья», должна быть сломана. Парень раскалывал лопасть или отламывал донце прялки. Такой «союз», или «сговор», считался наиболее прочным и длительным.

Прялка – атрибут всех богинь прядения, вязания и судьбы. Афина покровительствует вязанию и прядению, Клото - пряха. Символ женской работы. Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделяются пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. При помощи нити воздействуют на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринимается как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества.

Колесо прялки стало колесом времени – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Колесо символично и цифре 0 – замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта.

Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на «пряху» и «непряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету – изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа – изба «непряха»).

Прялка в суевериях

У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться.

В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.

Прялка служила оберегом для девушки. Для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном.

Прялка оказывается связанной с «тем светом». По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.

Духи прядущие, ткущие, вышивающие

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит.

Кикимора (вариации жена домового, выглядит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, связана с культом мертвых) любит прясть в одиночестве – иногда помогая хорошим хозяйкам, а нерадивым вредя. «Откикиморы не дождешься пряжи» – говорится в пословице. Народная память сохранила больше историй о нехорошем «исходе» пряденья духами: видеть прядущую кикимору – к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками – быть беде.

Рожаницы, богини «предопределенности», вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливым или несчастливым уделом. Одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, третья, старшая, произносит слово судьбы. «Три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают». Сходные функции несли богини судьбы Доля и Недоля (Среча и Несреча).

Русалки (объединяющие в народных представлениях всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) любят шить. В русальную неделю им оставляли на деревьях холстину, нитки, одежду. «Лесные жены» дарят людям клубки «неубывающих» ниток.

Мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…» (по описанию Баба-Яга, либо старуха-ведунья). Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается – а тот клубок помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу.

Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» – «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке: «Стоит дом в 12 окон/В каждом окне по 4 девицы/У каждой девицы по 7 веретен/У каждого веретена свое имя».

Нельзя прясть в дни солнцеворота (зимний – связывался с культом мертвых, отсюда обычай рядиться, приходить к друг другу в гости ряженными и прясть, сидя на полатях, словно бы не женщины, а кикиморы, ведя при этом разговоры о судьбе молодого поколения), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьмая неделя после Пасхи, когда рожь зацветает), по пятницам. Отсюда проистекают страшные истории о наказанных пряхах, пренебрегшим запретом – в их жизни либо что-то рвется, либо путается, либо выходит криво-косо. Если же человек, вмешавшийся в процесс «плетения невовремя» понял, что рождается сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы «вернуть мироздание в исходное состояние». Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением зимы (октября). На девичьих посиделках женщины и девушки общались, мечтали, пряли (а женская магия предполагает умение мечтая – создавать, вынашивать и рождать желаемое).

Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить (либо шнурок) и надетая «знающим» людьми на запястье или поясницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверьям, баня и это умеет делать), способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово). В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли программирующие нити.

Заканчивалось прядение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пряжу, иначе сделанное «не пойдет впрок».

Вышивка, выполненная накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. Одежда, созданная в значимое время года подразумевала обновление и возрождение.

Использование нити, кудели, веревки в обрядах

Прядильная нить использовалась в гадательных и магических обрядах.

1. Прядут «наопак» (наоборот) две нити – одну женихову, другую – невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотрят: сойдутся, совьются – быть свадьбе, а если разойдутся – не судьба. Отсюда может идти выражение «связать свою судьбу».

2. Льняной пряжей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. В какую сторону лучина склонится, оттуда и жениха ждать.

3. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «надолго и

счастливо».

4. Обряд «отворачивания». Ища или желая вернуть заблудившегося (пропавшего) человека (скотину), красной нитью (символ жизни) обвязывали кусочек холста (как существа в целом). Вероятно, тут срабатывал принцип путеводной нити Ариадны в критском лабиринте.

5. Нить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно связана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить» входили в дом.

Употребление прялки в фольклоре и литературе

Образы прялки нашли отражение в фольклоре и литературе. Я нашла несколько случаев их употребления.

Поговорки

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  • Прялка не Бог, а рубаху дает.
  • Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.
  • Не ленись прясть, хорошо оденешься.
  • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Частушка

Пряла лен, пряла лен,

Да льняное волокно.

Приходи ко мне, милёночек,

С тальянкой под окно.

Загадка

По локоть – мохнато,

По локоть – голо,

По локоть – под себя ушло.

Что это? (Прялка)

Текст песни «Прялка» исполнителя Мельница

См. Приложение 2

Стихотворение «Раскрашена розовым прялка» Я.Смелякова

См. Приложение 3

 

Выводы

С раннего возраста и до глубокой старости прялка и веретено были незаменимыми спутниками крестьянки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Знаки (пасы), расположенные на прялках выполняли три задачи: служили знаком родовой принадлежности, оберегом и орнаментальным мотивом.

В ходе выполнения данной работы я узнала, что прялка символизирует время и творение. Именно в ней, как нельзя лучше, воплотилась идея вечной гармонии бытия, с его бесконечным перетеканием жизни в смерть, а смерти - в жизнь.

Мир прялки, предмета народного быта пушкинского времени, оказался богатым и разнообразным. За этими предметами, казалось бы, безвозвратно канувшими в историю, стоят обычаи, традиции, богатая художественная культура народа. Образы прялки нашли отражение не только в произведениях Пушкина (жизнь Пушкина непосредственно была связана с бытом), но и в фольклоре и литературе.

* * *

У нижегородской земли очень интересная и богатая история. Не зная прошлого своего края, в котором ты живёшь, нельзя считать себя по-настоящему образованным, культурным человеком.

Все мы идем от своих предков. Их кровь течет в нас. Так давайте не будем об этом забывать, наши потомки тоже пусть об этом помнят, только тогда, наверное, не будет белых пятен в истории. Мы верим, что образный язык народной прялки еще ждет своего прочтения.

Список источников и использованной литературы

 

1. Берштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1999. Вып. 45. С.15.

2. Сайт музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

3. Словарь Грота — Шахматова, 1932, т. 8, вып. 1, с. 89

4. Словарь АР 1789, 1, с. 397

5. Шанский. Н. М.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004

6. «Словарь русского языка» С.И.Ожегова (1949, 22-е издание, 1990)

 

Приложение 1

 

Социологический опрос

 

Цель: выявить процент знающих толкование слов пряха, прялка, веретено и правильно представляющих эти предметы крестьянского быта.

Количество опрашиваемых: 23 ученика МБОУ СОШ № 2 г. Семёнова.

 

Результаты опроса

 

Слова

Правильно понимают значение слов

Правильно представляют предметы

Пряха

18%

18%

Прялка

40%

31%

Веретено

18%

57%

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (26.02.2017)
Просмотров: 3019 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz