Понедельник, 20.05.2024, 00:38
Словесник
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Модель методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного обще-го образования в МБОУ

Проект

Модель методического сопровождения

внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в  МБОУ «Школа № 2»

Краткое обоснование актуальности модели сопровождения

ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 года №19644). Его введение запланировано на 2015 - 2020 год.

Существует проблема восприятия педагогическим и управленческим сообществом изменений. Отсутствует осознание у учителей концептуальных позиций нового стандарта, его целей, задач и результатов. Не разработаны механизмы системы оценки достижений требований стандарта на основе планируемых результатов, контрольно-измерительных материалов оценки образовательных результатов. Встаёт вопрос профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров.

Неприятие стандартов

·         придуманная «наверху» очередная «головная боль» для учителей, завучей и директоров, изрядно уставших от длительных реформ в образовании;

·         увеличение не только непосредственного объёма действий, связанных с ФГОС, но и отчётности;

·         потенциальная «мина замедленного действия» для школ, которые, отказавшись от ЗУНов, не получают взамен точных ориентиров определения результатов образования;

·         очередной «прыжок в будущее» без просчитываемых и прогнозируемых последствий для всей системы общего образования;

·         балласт новых и непонятных требований, мешающих развитию ребёнка, педагога и школы в целом;

·         очередные научные парадигмы, концепции, доктрины, непонятные школе и не обеспеченные методическими руководствами к действию.

Эффект от правильного введения ФГОС второго поколения всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом  ОУ  будет:

·         продуманной

·         целенаправленной

·         технологически вооружённой

·         обеспеченной необходимыми ресурсами

Необходимо переосмыслить задачи образовательной, педагогической и управленческой деятельности.

Важнейшим фактором, обеспечивающим успешность введения стандарта второго поколения, является системность подготовки к его введению и комплексность всех видов сопровождения.

Цели и задачи проекта.

Модель методического сопровождения введения ФГОС ООО создана с учетом запросов педагогов и определяет взаимодействие и взаимосвязь ее структурных компонентов: целевого, функционального, содержательного и результативного. В данной модели нашли отражение вопросы планирования методической работы МБОУ  «Школа №2» (далее ОУ) по обеспечению условий введения ФГОС ООО в 5 классах.

Цель проекта: создание модели методического сопровождения перехода школы на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ООО, обеспечение необходимых условий введения ФГОС ООО в 5 классах  в штатном режиме с сентября 2015 года.

Задачи:

·         создание нормативно-правовой и методической базы для введения  ФГОС  ООО;

·         создание условий для освоения и принятия педагогами школы идеологии ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;

·         создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагогов ОУ и решения задач реализации ФГОС ОО;

·         развитие профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам ФГОС

·         апробация и внедрение педагогами новой технологии ведения урока с учётом требований ФГОС ОО и концептуальных подходов к его построению;

·         создание условий для информационно-методической поддержки процесса подготовки условий введения ФГОС ООО

·         создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности).

Основное содержание проекта

В основе модели методического сопровождения введения ФГОС ООО лежат следующие  принципы:

·         личностно-ориентированный характер взаимодействия всех участников образовательного процесса;

·         активность и самостоятельность основных субъектов процесса внедрения ФГОС ООО;

·         проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;

·         систематичность и целенаправленность деятельности;

·         осознанность педагогами содержания, способов деятельности и собственных изменений и др.

 

Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в течение 2014-2015   и первой половины 2015-2016 учебного года  в  ОУ осуществлялось по следующим направлениям:

1.      создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО,

2.      создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО,

3.      кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ООО,

4.      создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО

1. Методическое сопровождение создания нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО

Задача: создание в школе необходимой правовой базы, задающей управленческий механизм введения  стандарта второго поколения.

 

1) Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней (пополнение в течение каждого учебного года)

2) Подготовка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ООО, доведение нормативных документов до сведения всех заинтересованных лиц.

3) План мероприятий по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2014-2015 гг.). План методической работы. План внутришкольного контроля.

4) Приведение должностных инструкций работников ОУ в соответствие с требованиями ФГОС ООО

5) Изучение методических рекомендаций по составлению  базисного  учебного плана по переходу на ФГОС ООО (октябрь – март 2015г.), что позволило получить знание нормативных требований базисного образовательного плана – основы разработки  учебного плана школы

6) Проектирование  основной образовательной программы основного общего образования школы с учётом требований ФГОС ООО (сентябрь 2014 – апрель 2015гг.) – Утверждение основной образовательной программы основного общего образования школы с учётом новых требований к результатам образования (сентябрь 2015 г.)

7) Формирование списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ООО – Анализ и выбор УМК на следующий учебный год (до 20 .01 2015)

8) Разработка и утверждение рабочих программ учебных предметов (февраль – сентябрь 2015г.)

2. Методическое сопровождение создания организационного обеспечения введения ФГОС ООО

Задача: создание различных педагогических объединений, планирование их работы,

 организация взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

 

1) Создание рабочей группы  школы по вопросам введения и реализации ФГОС ООО, в результате чего стало создание и определение функционала рабочей группы на основе положения о рабочей группе.

2) Проведение заседаний рабочей группы по вопросам введения в ФГОС ООО. Вопросы, рассматриваемые рабочей группой в период с сентября 2014 по май 2015:

·         Знакомство с образовательными сайтами по данному направлению. Составление списка нормативных документов, связанных с внедрением ФГОС в основном общем образовании (федерального, регионального уровня)

  • Общественное обсуждение примерной основной образовательной программы на специализированном сайте http://edu.crowdexpert.ru/ Предварительное обсуждение в рамках городского округа Семёновский по адресу:  
  • https://sites.google.com/site/mosemmatem/poleznye-ssylki/obsestvennoe-obsuzdenie-oop
  • Проблемы и перспективы в обеспечении учебниками в 2015 году
  • Предметное содержание и методическое обеспечение линий УМК – как средство достижения результатов образования  ФГОС ООО, вопрос о преемственности.
  • Выработка единых требований к структуре программ учебных предметов

Вопросы рабочей группы 2015-2016 уч.гг:

  1. Утверждение программы  мониторинга уровня формирования  УУД ООО в 5 кл.
  2. Мастер-класс по мониторингу уровня формирования УУД у обучающихса 5 классов по разным предметам
  3. Семинар-практикум "Осуществление преемственности при переходе обучающихся из начальной школы в основную по ФГОС»
  4. Использование диагностических методик для оценки личностных результатов
  5. Использование диагностических методик для оценки предметных результатов
  6. Мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов обучающихся в 1 - 5-х классах
  7. Мотивация обучения одно из главных условий повышения качества образования и создание ситуации успеха
  8. Круглый стол «Проблемы и перспективы внедрения ФГОС"

2) Анализ имеющихся в школе условий и ресурсного обеспечения реализации образовательных программ ООО в соответствии с требованиями ФГОС. Анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП ООО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. Все данные были занесены в карту самооценки готовности школы к введению ФГОС ООО.

3) Обобщение  опыта реализации ФГОС НОО. Выявление положительного опыта, который может быть использован в основной школе.

4) Участие в семинарах и совещаниях муниципального и регионального уровней по вопросам ФГОС ООО

5) Комплектование библиотеки УМК по всем предметам учебного плана  в соответствии с Федеральным перечнем. Школьная библиотека должна стать оснащённой необходимыми УМК, учебными  пособиями.

6) Разработка плана повышения квалификации (курсовая подготовка) по вопросам ФГОС ООО (план-график утверждён в январе 2014, в январе 2015г.)

7) Координация взаимодействия МБОУ СОШ № 2 и организаций дополнительного образования по обеспечению внеурочной деятельности учащихся

3. Методическое сопровождение кадрового обеспечения и поддержки педагогов при введении ФГОС ООО

Задача: создать условия для непрерывного профессионального развития руководящих и педагогических работников школы с целью  доведения  уровня  их квалификации до  соответствия требованиям квалификационных характеристик, квалификационной категории и требованиям ФГОС ООО.

1) Утверждение штатного расписания и расстановка кадров на текущий учебный год (август каждого года)

Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, в условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:

·         предметно-методологическая компетентность  (знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета),

·         психолого-педагогическая компетентность (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса),

·         компетентность в области валеологии образовательного процесса  (теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду-урок, кабинет),

·         компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса (практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета),

·         коммуникативная компетентность  (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),

·         исследовательская компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

·         компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),

·         акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста).

Изменяются требования к результатам освоения ООП ООО (необходимо учитывать введение трех видов результатов: предметные, метапредметные, личностные). Изменяются содержание и методы контроля планируемых результатов, вводятся новые формы и методы оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.

Задача повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса зависит от организации работы школьной методической службы в условиях подготовки к введению ФГОС.

2) Диагностика уровня готовности педагогов к реализации ФГОС ООО. Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений работников ОУ и внесение изменений в план курсовой подготовки педагогов ОУ

 Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого  провели анкету для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО. (Приложение 1).

На основе анализа анкет были определены  разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:

·         с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;

·         с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.

Для постоянного  профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС ООО требуется:

·         целостность, систематичность методической деятельности в школе;

·         согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по  ФГОС ООО;

·         сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;

·         учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,

·         выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.

3) Организация изучения педагогами ОУ нормативно-правовых документов ФГОС ОО

4) Организация поддержки педагогам школы в решении вопросов  по введению ФГОС ООО

а)      Проведение заседаний педагогического совета по обсуждению актуальных вопросов введения ФГОС ООО: «Особенности ФГОС в 5 классах», «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС», «Внеурочная деятельность обучающихся».

б)      Обсуждение на методических советах следующих вопросов:  «Внедрение новых стандартов в среднем и старшем звеньях. Мастер-класс, проводимый учителями начальной школы. Обмен опытом»; «Дифференцированное обучение в условиях стандартизации образования. Приёмы дифференцированного и индивидуального обучения (обобщение опыта работы)»; «Использование в учебном процессе современных технологий, развивающих проблемно-поисковую, творческую научно- исследовательскую деятельность обучающихся»; «Внедрение новых стандартов в среднем и старшем звеньях», «Краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя»

в)      Проведение совещаний при завуче:  учителей 4-5-х классов (организация преемственности); «Круглый стол» для учителей-предметников для выработки общих требований к пятиклассникам; структура урока по ФГОС в 5 классе.

г)      Рассмотрение актуальных вопросов введения ФГОС на заседаниях МО. 

д)      Организация посещения уроков учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО учителями основной и старшей школы (Приложение 2) с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по актуальным вопросам ФГОС ОО.

5) Обновление графика курсовой подготовки, составление плана- графика курсовой подготовки (конец декабря каждого года). Создание условий  для прохождения курсов повышения квалификации для учителей по вопросам введения ФГОС ОО. Цель  курсовой подготовки - обеспечить профессиональную готовность педагогических кадров к переходу на ФГОС в ОУ. Форма занятий – очно - заочная (дистанционная).

6) Повышение квалификационной категории педагогических работников. Обновление графика аттестации (апрель-август каждого года). Проведение консультаций для аттестующихся учителей.

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

4. Методическое сопровождение создания информационного обеспечения введения ФГОС ООО.

Задача: обеспечить информационную среду введения ФГОС ООО в «Школе №2», обеспечить открытость данного процесса

1) Информирование родителей обучающихся о подготовке к введению ФГОС ООО и результатах их ведения в ОУ через школьный сайт semenov-school2-nn.edusite.ru  и стендовые материалы

2) Использования  электронного дневника,  мониторинга, создавая тем самым оперативный доступ к информации для различных категорий пользователей.

3) Обеспечение публичной отчетности школы о ходе и результатах введения и реализации ФГОС ООО (ежегодно – Рудкова С.Г.)

Работа с родителями, общественностью

1) Проведение родительских собраний «Впереди у вас – 5-й класс». «Итоги диагностики и адаптационный период в 5 классе», «Критерии портфолио обучающегося основной школы» (Классные руководители, психолог школы).

2) Анкетирование родителей по вопросам ведения ФГОС ООО

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО

В школе имеется актовый зал; библиотека,  медицинский  и  процедурный кабинеты, работают медицинские сестры и врач  ЦРБ, оборудованный спортивный зал; спортивная площадка; столовая на 100 посадочных мест, мастерские; кабинет психолога и социального педагога. Школьная библиотека оснащена необходимой для учебного процесса художественной литературой и учебниками. Все классы оснащены мультимедийной техникой.

Целевая аудитория

·         Директор школы Рудкова С.Г.

·         Зам. директора по УВР Волкова Г.И, зам. директора по ВР Фильчагова Н.В.

·         Социолог, психолог, ст. библиотекарь

·         Методический совет

·         Рабочая группа

·         ШМО

·         Обучающиеся и родители (законные представители)

·         Территория социального партнёрства: ФОК «Арена», библиотеки, Музейно-туристический центр «Золотая Хохлома», Историко-художественный музей, Музыкальная и Художественная школы, КДН, ПДН, ЦДТ, РДК, детские сады.

·         Общественность

План реализации проекта Проект стартует в 2014 году - этап перехода. 2015 – этап внедрения. С 2016 – этап внедрения ФГОС ООО

План мероприятий МБОУ СОШ № 2 г.о. Семеновский по переходу общеобразовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2014-2015 гг (Приложение 3)

План мероприятий МБОУ СОШ № 2 г.о. Семеновский по переходу общеобразовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2016 гг (Приложение 4)

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Педагоги МБОУ «Школы №2»

·         Познакомятся  с особенностями, структурой  и содержанием  федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, а также  с  документами  и материалами, обеспечивающие  нормативное и инструментальное сопровождение его введения.

·         Повысят мотивацию  к педагогической и управленческой деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно - деятельностной парадигмы образования.

·         Освоят процесс разработки механизмов реализации ФГОС основного общего образования. (ООП, локальные акты, сценарии уроков).

·         Повысят  информационную  компетенцию.

Миссия методической работы школы в условиях перехода на новые образовательные стандарты - это успешная работа педагогического коллектива в режиме развития;  создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Есть заметные изменения  профессиональной компетенции учителей школы:

·         положительная мотивация заметно растет;

·         все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;

·         повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий, в частности проблемной проектной модульной технологии;

·         создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС;

·         все учителя-предметники в 5-х классах в 2015-2016 г. прошли квалификационные курсы по ФГОС

·         участвуют в творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства.

Реализация данной модели методического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении позволит повысить компетентность педагогических кадров образовательного учреждения и создать другие условия для введения ФГОС ООО в ОУ, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Модель методического сопровождения имеет место быть и в следующие годы. Она может дополняться, правиться в связи с всё большим вовлечением во ФГОСы ООО обучающихся. Будут использованы  финансовые, кадровые, методические, материально-технические, информационные, организационные  ресурсы

Литература

Нормативная база по ФГОС

Локальные акты ОУ, документация ОУ

Интернет-ресурсы http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/03/25/model-metodicheskogo-soprovozhdeniya-vvedeniya-fgos-ooo-v

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwjtu-

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (29.09.2016)
Просмотров: 649 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ppu-prof_El  
0
Наша команда квалифицированных мастеров подготовлена предложить вам передовые подходы, которые не только обеспечат устойчивую охрану от холодильности, но и преподнесут вашему коттеджу оригинальный вид.
Мы занимаемся с последовательными материалами, гарантируя продолжительный период использования и превосходные выходы. Теплоизоляция фасада – это не только экономия ресурсов на отапливании, но и ухаживание о экологии. Энергоэффективные технические средства, какие мы претворяем в жизнь, способствуют не только своему, но и поддержанию природы.
Самое важное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление дома снаружи услуги</a> у нас открывается всего от 1250 рублей за кв. м.! Это доступное решение, которое сделает ваш резиденцию в фактический теплый уголок с минимальными затратами.
Наши проекты – это не только утепление, это постройка территории, в котором всякий элемент символизирует ваш уникальный манеру. Мы рассмотрим все ваши пожелания, чтобы осуществить ваш дом еще более приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте занятия о своем помещении на потом! Обращайтесь к спецам, и мы сделаем ваш корпус не только теплее, но и по последней моде. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на сайте компании. Добро пожаловать в универсум спокойствия и качественного исполнения.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz