Воскресенье, 19.05.2024, 20:29
Словесник
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [16]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Сергей Есенин. Литературный вечер

Учитель. Две даты 3октября 1895 года, 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет…Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 -  путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения:   «Жизнь ценится не за длину».

( Перед сценой, в углу – трибуна, за которой оратор, делегат 6 съезда РКСМ.)

Оратор. Есенин? Это красивый жучок в навозной куче. Ещё не все понимают, как враждебна нам лазурно-слюнявая лирика этого кабацкого поэта. Он мещанин! Люмпен! Кабацкая душа! Быть нытиком во время революции! Мало ли есть талантливых людей, что льют воду не на нашу мельницу? Факт, от которого не уйдёшь. Вот у нас пришлось исключить кучку разложившихся, они называли себя «Есенинский кружок». А «есенинщина» среди молодёжи имеет место, этого нам нельзя не видеть. Я никак не пойму, в наше железное время, смотришь, вылезет в литературе этакая нездоровая цветочная крапива.

(По сцене проносят плакат «Железной рукой загоним человечество к счастью!»)

(Через зрительный зал по направлению к сцене проходят влюблённые, останавливаются  перед сценой.)

Мальчик. Видишь небо? Оно голубое. А ведь у тебя такие же глаза. Это нехорошо. У тебя глаза должны быть серые, стальные. Голубое – это что-то чересчур нежное. (Взгляд падает на маленькую книгу, которую девочка прижимала к себе.) Что это у тебя? Есенин? Если ты меня любишь, ты выбросишь это.

Ведущий 1. (Ведущие 1 и 2 находятся перед сценой.) Всю свою короткую бесшабашную романтическую жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми.

(Исполняется танец «Белое и Черное».)

Ведущий 2. Он как придорожная трава, которую чем больше топчут, тем обильнее она возрождается на новом жизненном круге, потому что питают её корни неистощимые родники земли, наполняющиеся и весенними разливами рек, и обильными зимними снегами, и буйными летними грозами, и осенними затяжными дождями.

(Тихо звучит народная мелодия.)

Ведущий 1. Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею. Самое драгоценное в нём – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве.

( Исполняется «Хоровод».)

Чтец 1. (Чтецы выстраиваются на сцене клинообразно.) Читается стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная».

Чтец 2. Стихотворение «Топи да болота».

Ведущий 1. Весенний дореволюционный период есенинского творчества окрашен в голубой цвет со всеми оттенками (синим, зелёным, бирюзовым). Голубой цвет определил сущность весеннего периода. В народной символике он означает юность, молодость, чистоту, красоту, радость, всё положительное и возвышенное.

Чтец 3. Стихотворение «Вот оно глупое счастье».

Чтец 4. Стихотворение «Закружилась листва золотая».

Ведущий 2. За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма: «И лето такое короткое, как теплая майская ночь». Поэт окрашивает художественный мир в художественные тона (красный, розовый, малиновый, алый). Эти краски выражают и реальные цвета жаркого, особенно позднего лета, и имеют символический смысл. Красный – значит революционный, цвет борьбы и крови.

Ведущий 3. (Ведущие 3 и 4 свои слова произносят, находясь по краям сцены.) «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», - в двух этих строчках «Автобиографии» переживания и события нескольких лет, которые были для Есенина годами напряжённых раздумий, годами выбора, сомнений, надежд, скитаний. Годами обретений и утрат, любви и ревности, встреч и расставаний, годами эпатажных выходок, скандалов и мучительного возвращения к самому себе.

Ведущий 4. Летом 1917 года опьянённый свободой Есенин, всегда мечтавший о земном рае, создаёт религиозно-революционную поэму «Отгарь», за которой последует цикл произведений «Пришествие», «Преображение», «Иония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица». Под его пером рождается образ идеальной Руси, той, что жила в его воображении, в его мечтах, потому что настоящая Русь, реальная, его, есенинская,  деревня кипит и корчится, но он этого словно не замечает, витая в облаках земного рая.

Чтецы произносят строчки из стихов Есенина

Ведущий 1. «В 20-е годы резко изменилось настроение стихов, и на смену романтическому образу пришёл жуткий, реалистический.

Ведущий 2. Мечта об Ионии, мужицком рае, оборачивается всеразрушением и кровопролитием. Мир, прежде озарённый чудным солнечным сиянием, погружается в темноту, лишь слегка разбавленную мёртвенным лунным светом.

Чтец 4. О, кого же, кого же петь

              В этом бешеном зареве трупов?..

 Ведущий 1. Есенинское лето оказалось слишком коротким по сравнению с вечной, а затем затянувшейся осенью. И в поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок». Постепенно остывающие осенние краски увядания (жёлтые, «лимонные», ржаные, серые, пепельные) с отдельными яркими вспышками заливают есенинский поэтический мир. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «жёлтым парусом», «душой стал, как жёлтый скелет».

Есенин. (Появляется между чтецами.) Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нём живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. Конечно, кому откроется, тот увидит тогда эти покрытые уже плесенью мосты, но всегда ведь бывает жаль, что если выстроен дом, а в нём не живут, челнок выдолблен, а в нём не плавают.

Ведущий 2. Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.

Есенин. Я  человек не новый!

               Что скрывать?

               Остался в прошлом я одной ногою,

               Стремясь догнать стальную рать,

               Скольжу и падаю другою.

(Звучит романс «Мне осталась одна забава…»)

Ведущий 1. В 20-годы Есенин колесит по Европе, едет в Америку.

Чтец 1. « Я увидел Есенина в Берлине, в квартире А.Н.Толстого. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно, то вдруг, неуверенно, смущённо и недоверчиво.…И весь он встревожен, рассеян, как человек, который забыл что-то важное и даже неясно помнит – что именно забыто им», - вспоминал М.Горький. (Уходит.)

Чтец 2. Из письма С.Есенина А.М.Сахарову из Дюссельдорфа 1 июля 1922 года. «Родные мои! Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл». (Уходит.)

Чтец 3. А.Б.Мариенгофу из Остенде 9 июля 1922 года. «Милый мой, самый близкий, родной и хороший, так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию, к прежнему молодому нашему хулиганству и всему нашему задору. …Там, из Москвы, нам казалось, что Европа – это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда я вижу: Боже мой! До чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет такой страны ещё и быть не может». (Уходит.)

Чтец 4. А.Б.Мариенгофу из Нью-Йорка 12 ноября 1922 года. «Милый Толя! Как рад я, что ты не со мной здесь в Америке, не в этом отвратительнейшем Нью-Йорке. Было бы так плохо, что хоть повеситься. Лучше всего, что я видел в этом мире, это всё-таки Москва». (Уходит.)

Ведущий 2. Из «Автобиографии» 1924 года.

Есенин. « После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка - это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошадёнка. Это не то что небоскрёбы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова». (Уходит.)

Ведущий 2. Поэт признавал индустриальное преимущество Америки и одновременно видел в ней духовное захолустье, без высоких чувств, стремлений, без души. За границей он работал мало. Большею частью пил и скучал по России.

Ведущий 1. Он вернулся в Россию другим. Опустошённость, состояние душевной раздвоенности, дисгармонии, желание забыться – вот что испытывал поэт в ту пору.

(Исполняется «Аргентинское танго»).

 Ведущий 2. Он вернулся в Россию другим. Его настойчиво пытались направить в «нужное русло». Вызывали на пьяные скандалы (некоторые из них, как сегодня установлено, были искусно спровоцированы) и привлекали затем к судебной ответственности. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычёркиванию из жизни сначала Алексея Ганина, позже – Сергея Клычкова, Николая Клюева.

Ведущий 1. В течение полугода с ноября 1923 по апрель 1924, против него возбудили пять уголовных дел. В печати постоянно звучали обвинения в мелкобуржуазном, кулацком уклоне, упадничестве, национализме. К этому добавлялась почти фатальная бытовая неустроенность в перенаселённой Москве тех лет: без комнаты, даже собственного угла. Есенин так и скитался по знакомым.

(Звучит романс «Клён ты мой опавший»).

Ведущий 3. «Литературный стол был чрезмерно обутылен. Оркестр играл беспрерывно. Облокотившись на стол, Есенин стал читать стихи. Я смотрел на его лицо. Такие лица бывают хороши в отрочестве. Сейчас оно было больное, мертвенное, с впалым голубым румянцем. Золотые волосы и синие глаза были словно от другого лица, забытого в Рязани. Он казался скакуном, потерявшим бровку и бросившимся вскачь целиной ипподрома», - вспоминал Роман Гуль.

Ведущий 4. Живи Есенин 300 лет тому назад, сложил бы он 300 чудесных песен, выплакал бы радостные, как весенний сок, слёзы умиленной души, народил бы сынов и дочерей и у порога земных дней зажёг бы вечерний огонь – вкушал бы где-нибудь в лесном скиту в молчании кроткую и светлую печаль. Но судьба сулила ему родиться в наши дни, живёт он в Москве, в годы сатанинского искушения, среди мерзлых луж крови и гниющих трупов, среди вшей, тухлой капусты и лихорадочного бреда о стеклянно-бетонных городах, вращающихся башнях Татлина и электрификации земного шара.

Чтецы произносят строчки из стихов Есенина

Чтец 4. (Читается стихотворение «Ты прохладой меня не мучай».)

Есенин. (Читается стихотворение «Письмо матери».) (Все уходят.)

(Звучит романс «Отговорила роща золотая»).

Ведущий 1. Он искренне хотел найти в наступившей действительности только ему подобающее место, по-своему вписаться в эту пришедшую основательно и надолго «красную новь». Продолжали издаваться новые книги поэта. Он выстрадал, с новой силой понял необходимость при любых обстоятельствах быть вместе со своим народом. Ощутил, что он и Россия до последнего дыхания – одно.

Ведущий 2. Со второй половины 1925 года в худоджественно-философском мире Есенина наступает зима. Снежная равнина, белая луна,

                               Саваном покрыта полна сторона.

                               И берёзы в белом плачут по лесам.

                               Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Ведущий 1. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти.

Чтец 1. (Чтецы выходят в чёрном.) Синий туман. Снеговое раздолье,

                                                             Тонкий лимонный лунный свет.

                                                             Сердцу приятно с тихой болью

                                                             Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Ведущий 2.  Тихая боль с такой силой вонзилась в сердце поэта, что при чтении этих стихов он едва сдерживал слёзы. «Начал читать «Синий туман. Снеговое раздолье», - рассказывает Грузинов. – Вдруг остановился  - никак не мог прочесть заключительные восемь строк этого вещего стихотворения… Его охватило волнение. Он не мог произнести ни слова. Его душили слёзы. Прервал чтение. Через несколько мгновений овладел собой. С трудом дочитал до конца последние строки».

Чтецы произносят строчки из стихов Есенина

Ведущий 3. Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Всё это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издёрганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27декабря поэт ушёл из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет пока точного ответа на этот вопрос.

Ведущий 4. Есть история о мальчике-крестьянине, который каким-то случаем попал в Краков и заплутался в нём. Он долго кружился по улицам города и всё не мог выбраться – на простор поля, привычный для него. А когда почувствовал, что город не хочет выпустить его, встал на колени, помолился и прыгнул с моста в Вислу, надеясь, что уж река вынесет его на желанный простор. Утонуть ему не дали, он помер оттого, что разбился. Незатейливый рассказ этот напоминает смерть Сергея Есенина. Он помер оттого, что разбился…

Есенин. Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Девочка. В маленькой мертвецкой у окна

                Золотая голова на плахе;    

                Полоса на шее не видна - 

                Только кровь чернеет на рубахе….

Ведущий 1. 31 декабря  1925 года состоялись похороны Есенина.  По Никитинскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, К памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесён гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

(Песня В.Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически»).

Оратор. Есенин умер, ибо ему не для чего было жить. Он вышел из деревни, потерял с ней связь, но не пустил никаких корней в городе. Нельзя пускать корни в асфальт. А он в городе не знал ничего другого, кроме асфальта и кабака. Он пел, как поёт птица. Связи с обществом у него не было, он пел не для него. Он пел потому, что ему хотелось радовать себя, ловить самок. И когда, наконец, это ему надоело, он прекратил петь.

Девочка. Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь новомодные ревуны!

(Под песню «Над окошком месяц» читается стихотворение)

Мальчик. «Плачет тальянка, плачет. Только не там, не за рекою, а в сердце. И видится всё в исходном свете. «Дальний плач тальянки, голос одинокий». Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мёртвого его все отвергают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучится той мукой, которой не перенёс, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнём, тянемся к слову рязанского парня, чтоб ещё и ещё раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска. Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и всё утешаю, утешаю его.… А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит нас вечной грустью…. Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Шапки долой, Россия! Есенина поют!

(Звучит песня «Белая берёза»).

Ведущий 1. (Подходит к девочке и мальчику.)

                     Есенинское небо над Россией

                     Раскинулось, как голубой шатёр,

                     А в поле василёк хрустально-синий

                     Ведёт с ромашкой звонкий разговор…

Ведущий 2. (Подходит к девочке и мальчику.)

                      Он чувствовал в родном многоголосье

                      И многоцветье, близко и вдали,

                      Как во поле колышутся колосья

                      России всей и всей большой земли

Девочка. Он так любил, что мы забыть не в силах

                Тоску поэта, радость и печаль,

                Ведь главная любовь его – Россия –

                Земля добра и голубая даль.

                И в дом родной со ставнями резными

                По- прежнему  мы входим не дыша.

                Сергей Есенин – то не просто имя, -

                России стихотворная душа…   

Категория: Мои статьи | Добавил: Галина (04.06.2020)
Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz