Муниципальное
Бюджетное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
города Семёнова Нижегородской области
Автор
разработки учитель русского языка и литературы
Градусов
Александр Николаевич.
ВНЕКЛАССНОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
«РУССКАЯ
НАРОДНАЯ…»
(5
класс)
Цели:
- укрепить интерес
учащихся к русскому народному творчеству - фольклору;
- показать
связь фольклора и крестьянского быта;
- повысить
общую культурологическую компетентность учащихся.
Задачи:
- углубить
знания учащихся по разным жанрам устного народного творчества;
- обогатить
словарный запас учащихся;
- развивать
умение работать в группах;
- развивать
сценическое мастерство школьников;
- развить
интерес к литературе как учебному предмету.
Слово учителя: Здравствуйте! Рад приветствовать вас на литературном
вечере. Сегодня мы
познакомимся с произведениями устного народного творчества, а иначе
говоря – фолькло-
ром. Наш праздничный литературный вечер называется «Русская народная…».
Многоточие в
названии поставлено неслучайно, ведь народной могут быть песни, сказки,
частушки. Имен-
но в них народ выражал то, что его интересовало, что его волновало, о чем
он переживал.
Чтобы приблизить атмосферу ушедшей от нас эпохи второй половины XIX – начала XX
века (именно этот временной промежуток нас интересует), ребята принесли
некоторые старинные вещи: прялку с куделью, керосиновую лампу, монеты,
фотографии, хохломскую посуду, вязаный платок, вышитые скатерть с полотенцем и
даже букварь. Всё это напоминает нам о том, что когда-то было, но прошло…
Сейчас ребята расскажут вам о
некоторых из этих вещей.
I. СООБЩЕНИЕ
О СТАРИННЫХ ВЕЩАХ.
(Рассказ ведут ученики).
1. Прялка —
предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Ручная прялка
состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной
(донце), где сидит пряха. А еще есть прялка с вертящимся колесом (показывает на принесенную прялку).
Прялка и прядение получило отражение в
поговорках:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Прялка не Бог, а рубаху дает.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать
летом.
Не ленись прясть, хорошо оденешься.
Прялка в суевериях:
Прялка сопровождала девушку от
рождения до замужества. У восточных славян, например, прялку клали в колыбель новорожденной
девочки, чтобы излечить ее от ночного плача. Личную, подписанную прялку не
давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. Обычно
жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось всю осень и
зиму. В последний день масленицы женщины катались с ледяной горы на донцах
прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится
лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. На Рождество или на
все святки прялку выносили на чердак или в чулан.
Считалось, что нечистая сила (кикимора,
домовой, русалка) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь с неоконченной
куделью. Верили, что, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж
или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет.
2. Из спряденных
ниток можно было связать вот такой красивый платок (показывает платок).
3. Керосиновая лампа -
светильник на основе сгорания керосина. Принцип действия керосиновой лампы
примерно такой же, что и масляной: в ёмкость заливается керосин, опускается фитиль.
Другой конец фитиля зажат поднимающим механизмом в горелке, сконструированной
таким образом, чтобы воздух подтекал снизу. В отличие от масляной, у
керосиновой лампы фитиль плетёный. Сверху горелки устанавливается ламповое
стекло - для обеспечения тяги, а также для защиты пламени от ветра.
Современная керосиновая лампа была
изобретена в 1853 году во Львове.
4. Хохломские изделия.
(Ученица рассказывает легенду о
появлении хохломы на Семеновской земле).
Ещё совсем недавно можно было услышать легенду о том, как
пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве
мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и вознаграждал за труды.
Любил мастер свое ремесло, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому
однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал
он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня,
и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые
хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду
приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы
и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и
повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног
летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл
им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы,
увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а
самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его
краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор
ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о
жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера –
кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному,
и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок
Горьковской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда
в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда,
когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с
«хохломой».
В начале ХХ века крестьяне чаще покупали сделанную на
заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало
меньше покупателей. Да к тому же поредели окрестные леса, не одно столетие
вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий всё
меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было
допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу
создавшего его народа?
В 1918 году в городе Семенове открыли школу художественной
обработки дерева, в которой стали учителями опытные токари и красильщики.
Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил
школу.
Обучение новых мастеров росписи длилось три года. Вначале
они терпеливо повторяли образцы, сделанные для этой цели лучшими хохломскими
художниками. Ученикам надо было «поставить руку» - добиться точности и быстроты
в выполнении травных узоров.
Работы современных хохломских мастеров мы можем увидеть на
художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев страны. Они радуют
нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.
II. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА.
Действующие лица: Сказочница, Девочка,
Мальчик, Емеля, Царь, Марья-царевна.
Сказочница:
Собирайтесь,
детушки,
Собирайтесь,
малые,
Приходите,
ребятушки постарше.
Всем вам
сказочку поведаю,
Расскажу да
удивлю.
Выходят Девочка и Мальчик.
Девочка.
Здравствуйте! А вы кто?
Сказочница: Я – Сказочница.
Мальчик: Сказки рассказываете?
Сказочница: Да,
хожу по России, собираю сказочные истории, а потом детям их рассказываю.
Русские народные сказки – самые интересные. А какие в них участвуют персонажи –
Василиса, так непременно Прекрасная или Премудрая, волшебный конь сивка-Бурка,
Иванушка-дурачок и Емеля!
Девочка: Это мы знаем.
Сказочница: Был
такой знаменитый собиратель народных сказок в 19 веке, звали его Александр
Николаевич Афанасьев. И сейчас выпускается много книг, на которых так и написано:
«Русские народные сказки, собранные Афанасьевым». Он и постарался записать для
нас сотни сказок, которые сочинил русский народ. Сказки о животных, бытовые и
волшебные.
Мальчик: А
давайте проверим, хорошо ли наши ребята знают русские народные сказки, их
героев и волшебные предметы, которые там встречаются.
Девочка: Давайте.
А как это сделать?
Сказочница: Надо
загадать ребятам несколько загадок о существах, которые живут в русских
сказках. А кто на загадку даст верный ответ, тот будет победителем.
Сказочница загадывает
ребятам загадки:
1. Эта старушка живет в лесной избушке одна-одинешенька. Она
помогает добрым молодцам, но может и обидеть. Иногда ее дразнят «костяная
нога». Кто она? (Баба-Яга).
2. Как называется необычный домик, где живет Баба-Яга? (Избушка
на курьих ножках).
3. Как называется «самолет» Бабы-Яги? (Ступа).
4. Обычно его изображают всего состоящего из костей. Он не
может умереть, пока не отыщется спрятанная в яйце его смерть. (Кощей
Бессмертный).
5. Сапоги, с помощью которых герои сказки могут сделать всего
шаг и оказаться в другом городе, сделать два шага и оказаться в другой стране. (Скороходы).
6. Он обитает в лесу и даже считается лесным начальником.
Говорят, что зимой он спит, а весной просыпается. А встретится ему в темном
лесу прохожий, он его пугать начинает: ух, ух, ух! (Леший).
7. Он хозяин рек, озер и прудов. У него зеленые волосы, а на
руках между пальцев перепонки, как у лягушки. (Водяной).
8. Эти девушки живут в воде. Они очень красивые, только вместо
ног у них рыбьи хвосты. (Русалки).
9. Трехглавое чудовище, изрыгающее пламя, с которым борется в
сказке добрый молодец. (Змей-Горыныч).
10. Как называется ковровая ткань, с помощью которой можно
летать по воздуху? (Ковер-самолет).
11. Как называется головной убор, надев который, становятся
невидимыми? (Шапка-невидимка).
12. Как звали волшебную рыбу, которая могла выполнить любое желание?
(Щука).
13. С помощью каких слов щуку можно было попросить выполнить
желание? («По щучьему веленью, по моему хотенью…»).
Сказочница:
Молодцы, ребята, хорошо вы знакомы со сказочными персонажами и с волшебными
предметами!
Девочка: Тогда
можно бы нам и сказочку послушать.
Мальчик: Верно! А
еще лучше – посмотреть ее.
Сказочница: Тогда
сидите тихо: к нам направляется герой одной известной русской народной сказки.
Девочка: А кто
это?
Сказочница:
Сейчас сами поймете по его словам да по поступкам.
Появляется Емеля, в
руке он держит ведро.
Емеля: Эх, хорошо
на печи лежать и ничего не делать. Тепло на печи, только есть хочется! Пойду-ка
я к проруби и наберу хоть воды в ведра! (Идет
с ведерком). Зачерпну-ка я воды из проруби! (Делает вид, что зачерпывает воду). Ох, а что это в ведре? Рыба!
Это же щука! (Достает из ведра голову
щуки).
Голос Щуки:
Отпусти меня, Емелюшка!
Емеля: Ага, чего
захотела! Не отпущу. Я лучше из тебя суп сварю. Уха будет!
Голос Щуки. Не
губи меня, Емеля! У меня дома детки маленькие, рыбки-щучки! Отпусти, а я, что
хочешь, для тебя сделаю.
Емеля: А я не
знаю, чего хочу.
Голос Щуки: Как
придумаешь желание, так скажи волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему
хотению, хочу, чтобы…». И всё исполнится!
Емеля: Хорошо,
отпущу тебя (отпускает Щуку).
Сказочница: Эй,
Емеля, что невеселый?
Емеля: Щуку
отпустил, теперь без ухи останусь!
Сказочница: А
слышал царский указ-то?
Емеля: Нет,
какой?
Сказочница: Кто
Марью-Царевну рассмешит-потешит, тот и будет ей мужем.
Емеля: А она что
– грустная?
Сказочница: И не
говори! Плачет целыми днями – левым глазом в золотое ведерко, а правым в
серебряное.
Емеля: Вот как?
Жалко девчонку. Пойти что ли, во дворец, рассмешить Марью-царевну?
Выходят царь и
Марья-царевна. Емеля отходит в сторону.
Царевна (ревет):
Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! У-у-у! Гы-ы-ы!
Царь: Доченька,
Марья-царевна, как же мне тебя развеселить? Нос, как свекла, распух, никто из
женихов не идет тебя смешить – все боятся!
Емеля: Я пришел,
чтобы Марью-царевну развеселить-потешить.
Царевна: Кто это?
У-у-у! Не хочу-у-у! Боюсь дядьку!
Емеля
(подставляет ей ведерко): Какую сырость развела, а еще царевна. На вот тебе –
ведерко, плачь в него! По щучьему велению, по моему хотению, смейся,
Марья-царевна!
Царевна
(веселится): Ой, что это со мной? Ха-ха-ха! Хи-хи-хи!
Царь: Радость-то
какая! Молодец, Емеля, женись теперь на Марье-царевне!
Емеля берет царевну за
руку, и они уходят.
Сказочница, Мальчик и
Девочка тоже уходят.
Учитель:
А сейчас мы продолжим сказочную викторину. Вам будет
предложен отрывок из русской народной сказки и иллюстрация к ней. Ваша задача –
определить, что это за сказка, дать правильное ее название.
(См. презентацию).
Ответы:
Слайд № 1: «Лиса, заяц и петух».
Слайд № 2: «Лиса и тетерев».
Слайд № 3: «Колобок».
Слайд № 4: «Пузырь, соломинка и лапоть».
Слайд № 5: «Репка».
Слайд № 6: «Крошечка-Хаврошечка».
Слайд № 7: «Гуси-лебеди».
Слайд № 8: «По щучьему веленью».
Слайд № 9: «Конек-горбунок».
Слайд № 10: «Маша и медведь».
Слайд № 11: «Царевна-лягушка».
III. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.
(Рассказывает ученик
или сам учитель):
1. Песни, романсы, баллады были и остаются важнейшей частью
русской национальной культуры. Вот уже несколько веков они волнуют многих
людей. Каждый находит в огромном песенном мире то, что созвучно его душе.
Большинство народных песен имеют безымянного автора. Однако
многие из них преодолели несколько веков и живут поныне.
Тексты русских народных песен не существовали отдельно от
напева. Их устное бытование привело к тому, что каждое новое поколение вносило
в произведение что-то своё.
До сих пор язык русских народных песен поражает своей
простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова оказываются
необычными, они содержат глубокий смысл и затрагивают самые разные стороны
человеческой жизни.
Историческая ценность народных песен состоит в том, что они
являются духовной биографией народа, поэтической летописью его жизни. В
скудную, часто голодную жизнь люди стремились внести радость и красоту. С
песней работали и коротали длинный путь. В долгие зимние вечера, выполняя при
свете лучины домашние работы, люди пели, отводя душу.
Песни о несчастной
любви составляют наиболее значительную часть русских народных песен. Тема
любви неисчерпаема, как неисчерпаемы
человеческая жизнь и многообразие человеческих судеб. У каждого человека свое
представление о счастье, и каждый по-своему страдает и радуется, мечтает и
надеется. Светлые, искренние чувства первой любви, романтика тайных свиданий,
случайно сказанные слова, размолвки, расставания, длительные разлуки – всё
может быть причиной переживаний и страданий, всё может стать предметом любовной
песни. А любовь и стремление к легкой, свободной жизни могло стать причиной
страданий. Итак, посмотрим инсценировку песни «Как хотела меня мать…».
2. Стремление расправиться с классовым врагом было свойственно
крестьянам в течение многих столетий. Лишь с революционной борьбой рабочего
класса у русского народа появились песни, в которых выражено недовольство
существующими порядками, определены пути борьбы с ними. С зарождением рабочего
класса в России появляются и песни
рабочих. Постепенно эти песни приобретают ярко выраженное художественное
своеобразие и боевую, революционную направленность.
История развития рабочей песни – это поэтическая летопись
жизни и борьбы русского пролетариата. Первые песни рабочих правдиво и ярко
изображают невыносимо тяжелые условия труда на заводах и фабриках.
Наиболее популярными в рабочей среде и подпольных кружках
революционеров были песни, созданные поэтами-революционерами, но ставшие, в
силу своей распространенности и популярности, народными. Товарищ В.И. Ленина по
революционной борьбе, а после установления Советской власти государственный
деятель и крупный ученый Г.М. Кржижановский был создателем текста «Варшавянки».
Эта песня была переведена им с польского языка в тюрьме в 1895 году. Эта песня
среди других звучала на митингах и демонстрациях, во время забастовок и
сражений на баррикадах, в тюрьме и на каторге. (Поют песню «Варшавянка»).
3. Немало горя и страданий приносили в семьи войны. Песни
были постоянным спутником советских людей на фронте, в тылу, в партизанских
отрядах в годы Великой Отечественной войны.
В так называемых солдатских
песнях постоянно слышится желание побывать на родной стороне, посмотреть на
жену и детей. Умирающий солдат не забывает о своей жене, к ней у него последнее
теплое слово. В солдатских песнях преобладают грустные мотивы. (Поют песню «Когда
мы были на войне…»).
IV. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЧАСТУШКИ.
Ученики
исполняют подобранные учителем русские народные частушки.
|