Современная одежда подростков и русский народный костюм.
Этимология слов, обозначающих одежду
Исследовательская
культурологическая работа с
элементами лингвистики на краеведческом материале
Исследование проводили Трубина Анна,
Окунева Юлия, учащиеся 11 «а» класса.
Учитель-консультант Волкова Галина
Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Основной
текст исследования
Умение одеваться – это искусство
Во
все времена люди хотели и старались красиво одеваться. «Мы едим для
собственного удовольствия, одеваемся — для удовольствия других», – отмечал
Бенджамин Франклин.
По
отрывочным данным, дошедшим до нас из глубины веков – таким как литературные
источники, древние рисунки и найденные в раскопках кусочки одежды, металлические
украшения и детали костюмов – мы имеем представление о древнерусской одежде.
Этимология слова «одежда»
В
«Школьном этимологическом словаре русского языка» Н.М.Шанского мы находим:
ОДЕЖДА.
Заимств. Из ст.-сл. Яз. (исконным вариантом является просторечное одежа), где
оно восходит к общеслав. *odědja, суф. Производному (суф. –j-) на базе неполной
редупликации корня dě — d (ср.
аналогичное по структуре надежда). Ср.
Как
видим, слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка и
обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело». Оно развилось из
праславянского слова odedja. В древности чаще использовали слово — «одёжа».
Когда
мы теперь произносим «одёжа» – это
звучит как просторечие, почти как жаргон. В «Словаре русского языка» С. И.
Ожегова при данном слове стоит пометка «разг.» – «разговорное».
Тем
не менее, учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась чаще и
шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный для нас термин «одежда».
Слово «одеяние», имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто использовалось
древними славянами в значении «одежда вообще».
Действительно,
вслушаемся: «одеяние» – «то, что
одевает». Употреблялся и близкий вариант – «одение».
Русский народный костюм
Народы
мира в силу своей национальности и образа жизни создавали свои традиционные костюмы,
которые впоследствии стали народными. Костюмы разных национальностей людей
отличались друг от друга, и эти отличия проявлялись в чертах одежды.
Русский
народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые
традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота. Поэтичны
названия элементов народного костюма, очень русские и мотивированные. Ритм
узоров и символов, изящность и предназначенность украшений, простота и
целесообразность кроя.
Интерес
к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм – это бесценное
неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда в жизни
наших предков имела очень большое значение, по ней можно было узнать про
человека практически всё, из какой местности он родом, какого роду-племени, его
общественное положение и «гражданское состояние» – совершеннолетний или нет, сочетался
ли браком и так далее. Как говорится, «встречают по одежке, провожают по уму».
Женская
и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной
ткани домашней выработки.
Можно
было обнаружить значительную вариативность костюма, что вообще присуще традиционной
культуре. В России вариативность была обусловлена огромными пространствами, по
которым рассеялся русский народ, разнообразием природных условий, особенностями
исторических судеб населения того или иного района.
Народный костюм жителей Нижегородской губернии
Верхняя
одежда, надевавшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была
одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее
количество украшений.
До
начала XX века жители Нижегородской губернии придерживались своих традиционных
обычаев.
Мужчины
бороду и усы не брили, а голову подстригали «в кружало». Они носили кафтаны и
шубы, а женщины полукафтанья и шубки с борами, а также сарафаны, на пошив
которых уходило не менее 9
метров ткани, передники и платки. Шубы обшиты мехом и
имели длинные рукава, так что зимой перчатки и варежки были не нужны.
Однако
постепенно в быту у местных жителей стали появляться и новые веяния, в частности,
элементы городского костюма, такие как: пальто, жакеты, платья, существовавшие
параллельно с традиционной народной одеждой.
Весной или осенью мужчины и
женщины носили суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю
дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю непогоду
— армяк.
Мужской
костюм, общеславянский в своей основе, был более или менее единообразен на всем
пространстве Нижегородского края. Составляла его туникообразная рубаха с
косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка
обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх
штанов и подпоясывалась.
В
Нижегородской губернии старообрядческие семьи составляли значительную часть
населения. В одежде старообрядцев преобладает северорусский комплекс – сарафанный.
Женский
костюм содержит много символики: так женский головной убор в виде рога (одного,
двух или трех) несет в себе символ плодородия – плодовитость животных. Пояс
разделяет фигуру на верх и низ, верх символизирует землю и небо, голова –
солнце, божество (выделялась красным цветом); низ – вода, подземные источники.
Вначале
XX века на нижегородской земле домотканая одежда почти вышла из употребления.
Считалось модным шить наряды из дорогих покупных материалов. Даже повседневную
одежду делали из фабричных х/б тканей: миткаля, коленкора, кумача, китайки,
ситца.
Костюм
во все времена подчёркивал благосостояние людей, место в обществе, настроение и
многое другое. Каждый человек с трепетом подходил к выбору своего внешнего
вида. Костюм открывал внутренний мир человека, создавал первое впечатление,
которое впоследствии надолго запоминался.
Подростковый костюм начала 21 века
Что сказали фотографии
Меняется
наша жизнь, меняются правила игры, меняется мода, и стиль, выбранный нами однажды,
тоже не должен стоять на месте, он обязан меняться вместе с нами, отражая то,
что мы собой представляем в данный момент, на данном отрезке жизни.
Во
что же одеты подростки современного нам общества? Мы собрали фотографии наших одноклассников,
знакомых в возрасте примерно от 17 до 18
лет, делали фотографии на улицах города Семёнова.
Мы
рассматривали как одиночные снимки, так и групповые. На снимках видно, что
изображённые люди имеют неплохой вкус. Каждый костюм подчёркивает малейшие
детали, что очень важно для внешнего
вида любой девушки, юноши. Очень красиво подобран пейзаж на фотографиях.
Наша
жизнь весьма динамична и разнообразна, и современные стили одежды полностью отражают
ритм сегодняшних дней. Переходный
возраст – неповторимое время. Это время поиска своего «я», поэтому многие подростки
экспериментируют с различными стилями, пока не найдут то, что подходит именно
им. Каждый из наших ровесников выбирает тот, который наиболее близок к его
внутренней сущности.
Современные
подростки стали смелее, умнее и целеустремленнее в выборе модной одежды, чем
когда-либо раньше. Подростковое чувство моды достаточно хорошо характеризует
одежда, которая не только функциональна, но и очень выразительна.
Для нас
важно всегда хорошо выглядеть: и в школе, и в библиотеке, и на прогулке, и на
вечеринке, и на дискотеке, и в театре! Конечно, прежде всего, в школе. Какая
одежда лучше всего подходит для занятий? Надо учитывать саму школьную обстановку.
Приходя в школу, мы настраиваемся на серьезный лад, мы помним о том, что в
школу приходишь за новыми знаниями, а не похвастаться новой одеждой.
Просматривая фотографии, мы отметили, что большинство подростков города Семёнова
для школы предпочитают костюм; юбку или сарафан с блузой; водолазку с жакетом;
скромное, но изящное платье.
Распределив
фотографии по временам года, мы увидели следующее.
В качестве
верхней одежды преобладают полушубки, полупальто, короткие или удлинённые
куртки с меховыми подстежками, шерстяными утеплителями. Девочки используют пояс
или ремень, затягиваемый на талии или чуть выше или ниже. Ремень создает эффект
подвижности и модельности. Одежда яркая, удобная и стильная.
Летом мы
все хотим самовыразиться.
Основные
черты моды юношей-семёновцев:
1
брюки
и жакеты без складок;
2
джинсовые
укороченные брюки;
3
футболки
и рубашки с укороченным рукавом;
4
гофрированные,
обесцвеченные или украшенные рисунком джинсы;
5
шорты
и рубашки.
Девушки
имеют более широкий выбор:
1
сарафаны,
летние короткие платья;
2
джинсы
различной длины, от шортов и капри до традиционных длинных вариантов;
3
расширяющиеся
книзу или облегающие юбки различной длины, от микро-мини до уровня ниже колена;
4
блузки
и топы разной длины: стандартной длины ниже талии, короткие, демонстрирующие
одетый «под» лиф, пуловеры длиной почти до колена.
Исследуя
фотографии начала XXΙ
века, мы заметили, что черты русского народного костюма прослеживаются и в современной моде,
претерпев определённые изменения.
Толкование, этимология слов, обозначающих одежду
Три основные группы языков
Много
интересного узнали мы, обратившись к истории, толкованию, этимологии слов,
обозначающих одежду. Остановимся на некоторых из них.
Пользуясь
«Школьным этимологическим словарем русского языка» Н.М.Шанского, мы выделили
три основные группы языков, откуда произошли слова, обозначающие одежду:
общеславянский, тюркский, европейские (польский, немецкий, итальянский).
Все эти
заимствования связаны с политическими, торговыми сферами жизни нашего государства.
Рубаха
РУБАХА.
Искон. Суф. Производное от общеслав. *rǫbъ. Ср. диал. Руб «одежда из грубой
ткани», сербо-хорв. Руб «шов», н.-лужицк. Rub «грубая ткань», «одежда»,
латышск. Ruobs «зарубка», нем. Rant «край, кайма». Ср. подрубить «подшить».
Древнейшей,
самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха.
История
славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска
ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого
поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют
такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для
всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки.
Другим
названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это
очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому
«сьорк» через общие индоевропейские корни.
Рубаха
– самая древняя и необходимая часть крестьянского костюма. Рубаха встречала
человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь, и на пути в мир иной
человек тоже был облачен в рубаху.
Ее
носили мужчины, женщины, дети. Множество обычаев, поверий и обрядов связано с
рубахой, с ее изготовлением и ношением.
Родившегося
ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: «чтобы ребенок
был здоров, не плакал, чтобы отец жалел его». Завертывание ребенка в рубаху
отца – общераспространенный обычай у восточных славян. Стирать ее не
полагалось: «тогда смоешь силу и любовь отца». Одежда мужа и отца имела охранительную
символику.
Подросшие
дети носили одни рубашки с поясами. Детская одежда у славян не имела половых
различий. Обычно мальчики и девочки ходили в рубахах,
перешедших от старших сестер и
братьев, или перешитых из старых вещей родителей. Старые поношенные вещи
воплощали идею преемственности, передачу благ и ценностей от одного поколения к
другому.
Итак,
основой народного костюма является рубаха. У мужчин она имела длину до колен
или короче. Женская рубаха длиной своей чаще доходила до середины голени, но
могла быть до пят, либо напротив, короткой – до пояса. Любая рубаха обязательно
подпоясывалась.
А
холщовые белые рубахи крестьянки Нижегородской губернии носили с сарафанами.
Сарафан
САРАФАН.
Др. рус. Заимств. Из тюрк. Яз., где sarapa < перс. Sepārā «почетная одежда». В др. – рус. Яз. —
«мужской кафтан». Ср. жупан и юбка, блуза
В XIV
в. Сарафан в России – народная мужская одежда воевод, великих князей, а в XVII
в. – царей. В перечне одежд русского царя Михаила Федоровича находим: «сарафан
объярь чревчата, без подкладки, с …обнизью; сарафан дороги яринного цвета, с
вишневой обнизью, сарафанец зеленый…».
Комплекс
женской одежды с сарафаном распространился широко в Нижегородской губернии на
рубеже XVII-XVB вв. Он включал рубаху, сарафан, передник. Уже в конце XVIII
века эта одежда называлась в России русским национальным костюмом. Сарафан
носили не только крестьянки, но и
городские мещанки, купчихи и другие группы населения.
В
каждой губернии были свои сарафаны и свои названия: «ферязь» – в Ярославской и
Новгородской, «саян» – в Тверской и Московской, «сорококлин» – в Смоленской,
«китайка» – в Калужской и т.д.
На
нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины
надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были
унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.
Средние
и более бедные слои сельского населения предпочитали шить сарафаны из домотканого
льняного холста, гладкокрашеного или украшенного кубовой набойкой. Девушка на
выданье обязана была иметь в составе приданого до десяти будничных сарафанов.
Их хватало лет на десять. Фон предпочитали синий.
Праздничные
сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству
из поколения в поколение.
Сарафаны
подпоясывали узким поясом, оставляя распущенными его длинные концы.
Пояски
ПОЯС.
Общеслав. Образовано от pojasati «опоясывать», преф. Производного от jasati
(ср. др. рус. Ясало «пояс»), родственного лит. Juosta — тж., авест. Yāsta
«подпоясанный» и т. Д
Особую
роль в русском костюме всегда играли пояски.
Маленькая
девочка, впервые севшая за ткацкий станок, начинала своё обучение ткачеству
именно с пояска. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью.
Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг
стана не менее двух раз.
Тканые
разноцветные и рисунчатые пояски носили в основном мужчины, завязывая их спереди
или чуть сбоку. Каждая невеста должна была обязательно выткать и подарить
жениху такой поясок. Завязанный узлом, он становился символом нерушимой связи
между мужем и женой, их благополучной жизни. Кроме того, невеста дарила свои
пояски всей многочисленной родне будущего мужа. Ведь она входила в новую семью,
и с этими людьми ей тоже нужно было установить добрые и прочные отношения.
Ношение
пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось
как нарушение общепринятых норм поведения. До сих пор негативное значение имеют
слова «распоясаться, паясничать и т.д.».
Пояс
повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного
человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру,
к нечистой силе и т.д.
Поясом
связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян
было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его привязывали к рогам
коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке
скота его вводили в новый дом через пояс.
Самые
разнообразные узорные пояса носили в будни и праздничные дни взрослые и дети, мужчины и женщины.
Платок
ПЛАТОК.
Искон. Суф. Производное от платъ «кусок материи». См. платье, плата.
В
русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По
нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее
возраст, семейное положение и социальная принадлежность.
Характерным
признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью
прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их
было нельзя.
Основные
виды традиционных женских головных уборов: обруч, венок, перевязка, кокошник,
кичка, сорока, платок, повойник, повязка.
Платок
– принадлежность женского и мужского костюма.
Представлял
собой квадратное или приближающееся к квадрату полотнище ткани, как правило,
фабричного производства: шерстяное, шелковое, парчовое, льняное или
хлопчатобумажное.
Платки
изготавливались разных размеров: от маленьких, только прикрывавших голову или
плечи, до больших, закутывавших всю фигуру человека.
Русские
крестьяне использовали платок и в качестве украшения праздничного костюма. Женщины
и девушки накидывали его на плечи.
Шейный
платок носили и молодые щеголеватые мужчины из зажиточных семей. Платок, сложенный
углом, они завязывали на груди узлом или, перекрещивая его концы спереди,
затыкали справа и слева за пояс.
В
русской деревне XIX — первой четверти XX века нарядный платок считался большой
семейной ценностью. Его тщательно хранили, надевая только по большим
праздникам, передавали по наследству от матери к дочери.
Современная одежда и народный костюм
На
эволюцию одежды влияли многие факторы: климат, местные традиции и иностранные заимствования,
состояние экономики и технические новшества. Она защищает человека от холода, является
составляющей религиозного ритуала, сословно-различающим, этическим,
эстетическим элементом и произведением искусства.
Искусство
современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных
традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие
любого вида и жанра современного искусства
Народный
костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания использовались в моделировании
ХХ века. Так туникообразная форма народной рубахи послужила прототипом целой
серии моделей.
Безусловно,
диапазон применения народного в официальной школьной форме ограничен: это лишь
элементы покроя народного костюма, общий характер формы.
В
домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения
декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и
т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так
же такие детали, как платки, шали.
Вышивка
и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям
нейтральных форм, простых по конструктивному строю.
Прообразом
многих вариантов решения формы современной одежды явилась форма русского
косоклинного сарафана. Сарафанная форма стала не только фактом обновления моды,
но и пунктом перехода к новым силуэтным формам в костюме. Например, силуэт
«трапеция» похож на старинный сарафан, зрительно узкий вверху и постепенно
расширяющийся внизу. Распространение такой формы не случайно было названо
«стиль а ля русс» - русский стиль.
Нарядная
одежда должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Здесь можно
провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не
повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то,
что все они конструктивно и декоративно построены по одним и тем же принципам.
Современные
модели верхней одежды несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских
поддёвок, тулупов.
Фольклорный
стиль становится все более популярным. Особый интерес к народному костюму
проявляется в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс
творческого переосмысления традиций народного костюма, с учетом развития
искусства, науки, промышленности, новых форм быта.
Люди
во все времена стремились в одежде к удобству, практичности, яркости,
многофункциональности. Народный костюм по праву является неиссякаемым
источником, способствующим обогащению современного костюма.
В
любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального,
традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.
Действительно,
мы должны знать культурное прошлое нашей страны. Одежда – познавательная и
увлекательная тема для изучения. У нижегородской земли очень интересная и
богатая история. Не зная прошлого своего края, в котором ты живёшь, нельзя
считать себя по-настоящему образованным, культурным человеком.
|